Первый петербургский "шведский стол"
« - Мне больше всего нравилось, что любой капитал давал тебе возможность войти в соответствующее место: есть у тебя 50 рублей - пойди к Кюба, выпей рюмочку Мартеля, поглоти десяток устриц, запей бутылочкой Шабли, заешь котлеткой даньон, запей бутылочкой Поммери, заешь гурьевской кашей, запей кофе с Джинжером... Имеешь 10 целковых - иди в "Верну" или в "Малый Ярославец". Обед из пяти блюд с цыпленком в меню - целковый, лучшее шампанское 8 целковых, водка с закуской 2 целковых... А есть у тебя всего полтинник - иди к Федорову…» говорил персонаж Аркадия Аверченко.
Кто же такой этот Федоров, у которого можно было поесть за полтинник? Речь идет о Василии Максимовиче Федорове, выходце из известной купеческой семьи. Еще его отец, Максим Федоров, открыл в Петербурге сеть трактиров – на Невском проспекте, Лешутковом переулке и Кузнечном переулке.
Сын своего отца, превзошел славу родителя, открыв два буфета, которые можно считать предшественниками всеми любимых «шведских столов». Один буфет находился в помещении Елисеевского магазина на Невском, другой размещался совсем рядом, тоже на Малой Садовой, при магазине фруктов и вина. За стойкой буфета можно было выпить рюмку водки и съесть бутерброд с бужениной. Поскольку наплыв посетителей был очень велик, буфетчик следил за всеми посетителями. Каждый клиент расплачивался за то количество бутербродов которое называл сам.
Согласно легенде, посетители оказавшиеся в стеснённых обстоятельствах позднее присылали Федорову деньги вложенные в благодарственное письмо. Легендарные буфеты именовались в городе не иначе как «рестораны».
Интересно, что система основанная на доверии существует во многих кафе и небольших отелях за рубежом. Так в Латвии гости одного хостела могут брать пиво из холодильника, а оплачивать его позднее, во время расчета. Правда по словам хозяев, русских туристов они стремятся не заселять. Ибо черевато…