Мини-отели: от Древней Греции до XIX века
Что представлял собой гостиничный бизнес до нашей эры? Какое наказание полагалось за разбавление пива водой в Древней Греции? В каких «отелях» останавливались путешественники в Средние века? За что могли лишить лицензии владельца меблированных комнат в XIX веке и чем меблированные комнаты отличались от настоящих отелей? Представляем Вашему вниманию обзор «эволюции» небольших гостиниц - от древности до XIX века.
До нашей эры
Письменные упоминания о гостиницах встречаются уже за 2000 тысячи лет до н.э. Так, в кодексе вавилонского царя Хаммурапи можно найти упоминания о тавернах, предоставлявших услуги как размещения, так и питания. Кодекс Хаммурапи был довольно строг по отношению к древним отельерам: он обязывал хозяев доносить властям на гостей, ведущих антиправительственные или просто криминальные разговоры, а недонесение каралось смертной казнью. Ею же, кстати, каралось и разбавление пива водой.
Римская империя могла похвастаться уже весьма разветвленной сетью государственных постоялых дворов. Римские гостиницы были довольно удобны для своего времени: «в них и королю остановиться не зазорно» - и находились довольно близко друг от друга, как минимум в 25 милях. Правда, пользоваться такими гостиницами можно было лишь при предъявлении официального документа, свидетельствовавшего об особом статусе предъявителя. Впрочем, такие бумаги успешно подделывались.
Частные предприниматели не отставали и тоже строили на своих землях постоялые дворы. Некоторые из этих частных гостиниц были довольно высокого уровня, другие же часто выполняли функции домов терпимости, и репутация у них была сомнительная.
Средние века
В средние века гостиничный бизнес был почти целиком в руках церкви. Постоялые дворы строились неподалеку от монастырей и храмов в расчете на многочисленных паломников и миссионеров. Условия в таких «гостиницах» были довольно спартанскими; впрочем, не всегда. Например, постоялый двор при аббатстве в Ронсевальском ущелье обещал гостям не только ночлег, но и бесплатный хлеб, услуги сапожника и цирюльника, госпиталь и даже (видимо, если путешествие совсем уж не задалось) освященное место для погребения.
Вне монастырей, впрочем, тоже открывались постоялые дворы. Но в них условия были, как правило, еще хуже. Часто гостям приходилось спать вповалку на общих матрасах на полу, а есть – то, что принесли с собой, или покупать нехитрую еду (в основном хлеб и мясо) у хозяина постоялого двора.
Впрочем, в отношении гостей соблюдались четкие правила в соответствии с их социальным положением. К примеру, тем, кто побогаче, обеды приносили в номер или в столовую; бедняки ели на кухне вместе с хозяином и его семьей. Первые могли выбирать из меню, вторым подавали нехитрую пищу без права выбора, зато за минимальные деньги.
Что касается России, то здесь первые постоялые дворы появились в XII-XIII веках; условия в них тоже были спартанскими. В XV веке стали появляться постоялые дворы при «ямах» - почтовых станциях, ямских поселках. В городах преобладал другой тип «отелей» - гостиные дворы. Они отличались лучшей инфраструктурой – в гостиных дворах были и меблированные комнаты, и торговые ряды, и склады, и лавки. В первых гостиных дворах размещение иностранных купцов производили по национальному признаку: так, в средневековом Новгороде работали «готский», «немецкий», «датский» гостиные дворы, а в Москве того же времени – «аглицкий», «персидский», «греческий», «армянский». Деятельность гостиных дворов регламентировалась сводом правил («скрой»): в нем шла речь о требованиях к поведению гостей и, главное, к обеспечению безопасности жизни и имущества.
В Америке первые гостиницы стали появляться в XVII веке – в Бостоне и Новом Амстердаме (будущем Нью-Йорке). Они были центром общественной жизни, местом встреч и совершения торговых операций.
XIX век
В XIX веке функцию гостиниц в небольших городах и на станциях взяли на себя трактиры (история развития гостиничного бизнеса в столице – тема для отдельного разговора). Трактир представлял собой, в первую очередь, недорогой ресторан, объединенный с гостиницей. Эти заведения и их нравы отлично описаны в русской литературе: достаточно вспомнить гоголевского «Ревизора». Гостей обслуживали трактирные слуги, или половые. В хороших, богатых трактирах, помимо меблированных комнат и столовой, бывали также бильярдные, а гостям предлагалась бесплатная свежая пресса.
В городах в XIX веке стало активно развиваться другое направление «мини-отельного» бизнеса – так называемые меблированные комнаты. К концу XIX века в Петербурге насчитывалось более сотни наименований меблированных комнат – своего рода дешевых мини-отелей, сдававших комнаты как посуточно, так и помесячно. В отличие от трактиров и полноценных гостиниц, здесь гостей не кормили: подавали разве что самовар за отдельную плату. Можно было, впрочем, снять «комнату с обедами».
Государство строго регламентировало порядок содержания меблированных комнат: во-первых, каждый хозяин должен был получить специальное свидетельство, во-вторых, регламентировалась даже плата за комнаты, самовар и т.д. Меблированные комнаты делились на разряды: если комнат больше двадцати, второй разряд, если меньше – третий и так далее; от этого зависел налог, который платили держатели комнат. Налог зависел и от района, в котором находились комнаты – держателям «меблирашек» в центре приходилось платить больше.
Владельцы комнат не имели права менять название своих пансионов без разрешения властей, а уж тем более «без спросу» называть свои меблированные комнаты «отелем». Так, в начале XX века владелец дорогого отеля «Европейский» в Киеве подал жалобу на хозяйку дешевых меблированных комнат, самовольно назвавшую свое заведение «Отелем Европа», отчего он, владелец «Европейского», терпел убытки. Пришлось хозяйке «Отеля Европа» менять вывеску, да еще и платить штраф.
Зато городские администрации шли навстречу владельцам меблированных комнат и отелей, если те были согласны платить за такое участие. Так, в Киеве «отельеры» настоятельно просили Городскую Думу переименовать улицу Козье Болото. Потому что, несмотря на то что улица находилась рядом с Крещатиком и Думой, гости брезговали меблированными комнатами на улице со столь неблагозвучным названием, а владельцы точно таких же комнат на соседних Михайловской и Софиевской брали за номера вдвое дороже. Дума пошла «отельерам» навстречу и переименовала Козье Болото в Крещатицкий переулок. Дела сразу пошли на лад.
Меблированные комнаты занимали, как правило, последние этажи или мансарды доходных домов. Их содержали или сами владельцы доходных домов, или другие лица на условиях аренды или субаренды. Позже доходные дома уже сразу строились с планированием под «меблирашки».
Рекламные объявления о сдаче меблированных комнат печатали практически все городские газеты. «Меблирашки», впрочем, часто попадали в газеты и не на рекламной основе, но, как правило, в разделе криминальной хроники. Так, в киевской газете «Южная копейка» за 1915-й год можно найти публикацию о меблированных комнатах «Бельгия»: «Под именем геройской страны Бельгии Василий Зайцев (хозяин комнат – прим. авт.) устроил ночной безнравственный притон в центре города на глазах публики. Днем все номера остаются пустыми. Приезжающим пассажирам в Киев и месячным жильцам Зайцев отказывает в номерах, с наступление ночи дело находится на полном ходу. Происходит пьянство и безобразие. За пользование комнатой Зайцев получает по 5-7-8 руб. за ночь». В ходе проверки полиция установила, что «Бельгия» существовала действительно за счет того, что сдавала комнаты «парочкам», за что хозяин получал от 3 до 5 рублей за ночь. После публикации меблированные комнаты закрыли, а хозяин лишился свидетельства.
Совсем особенно развивался гостиничный бизнес в Санкт-Петербурге. Впрочем, это – тема для отдельной статьи.